В России вступил в силу закон об обязательных требованиях к бизнесу

7792Федеральный закон "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" с 1 ноября вступает в силу, он имеет ключевое значение в рамках механизма "регуляторной гильотины" и призван создать единообразные и понятные требования для ведения бизнеса.

 

Закон предусматривает признание утратившими силу и отмену до 1 января 2021 года нормативно-правовых актов (НПА) правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, актов РСФСР и СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении госконтроля или надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, вступивших в силу до 2020 года, будет недопустима, так же как и привлечение к административной ответственности за их несоблюдение.

"Новый закон является элементом реформы контрольно-надзорной деятельности и устанавливает правила принятия обязательных требований. Должны применяться следующие принципы: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований", - пояснил РИА Новости советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Руководитель экспортного центра "Деловой России" по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева объяснила агентству, что новый закон вводит четкие регламенты принятия нормативных актов, в том числе исключает их хаотичное принятие, а также обязывает предоставлять срок не менее 90 дней для приведения бизнеса в соответствие им.

Значение закона

"Важно, что определяется четкий порядок применения требований в случае коллизии требований в различных НПА, так как идет указание на необходимость применения акта большей юридической силы, а в случае равнозначности лицо, которое обязано их исполнять, вправе само выбрать, требования какого НПА исполнять, и привлечь к ответственности за неисполнение другого проверяющий орган его не сможет", - отметила Авдеева.

Также, по ее словам, немаловажно и то, что официально признается необходимость пересмотра требований не реже чем каждые шесть лет и фиксируется понятие экспериментального правового режима, что также очень важно для бизнеса.

"Вводится экспериментальный правовой режим, что мы считаем хорошим прогрессом - когда проводятся регуляторные эксперименты, изучается, как влияют новые требования на вопросы безопасности или как сказывается их упразднение", - согласился Свириденко.

Указание на необходимость создания реестра обязательных требований и корреспондирующая обязанность для органов надзора подготовить руководство по соблюдению обязательных требований также имеет немалое значение для четкости требований и понимания их бизнесом, считает Авдеева.

Эксперт также обратила внимание еще на ряд значимых нововведений, которые вписываются в концепцию механизма "регуляторной гильотины". Все они должны сделать систему контроля и надзора понятной, системной и прозрачной.

"Поэтому, безусловно, новый закон имеет большое значение для реализации механизма "регуляторной гильотины", создания единообразных и понятных требований для ведения бизнеса, искоренения злоупотреблений со стороны проверяющих. Результаты можно будет оценить спустя определенное время, так как это будет зависеть не только от текста закона, но и от правоприменительной практики", - полагает Авдеева.

Риски для бизнеса

В то же время руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович заявила агентству, что бизнес видит определенные риски в применении положений закона об обязательных требованиях со стороны контрольно-надзорных органов и судов в связи с тем, что при его подготовке не был учтен ряд важных замечаний бизнес-сообщества.

Так, в частности, закон определяет целью установления обязательных требований "защиту охраняемых законом ценностей". При этом, указывает собеседница агентства, в действующем законодательстве не определено понятие "охраняемых законами ценностей".

"Использование столь широкой категории в законе делает применение его положений непредсказуемым и высокорискованным для всех подконтрольных субъектов, в том числе из-за возможности произвольного и субъективного толкования содержания таких охраняемых законом ценностей должностными лицами контрольно-надзорных органов, непредсказуемости судебной практики", - полагает Алехнович.

Кроме того, закон сузил понятие "обязательных требований" исключительно до требований, установленных НПА, что создает коллизию с законом "О техническом регулировании". "В ближайший год институт уполномоченных будет очень внимательно анализировать правоприменительную практику и вносить предложения по совершенствованию как самой системы требований, так и федерального закона", - заявила Алехнович.

"В целом этот закон работает в паре с законом "О контроле и надзоре". Мы полагали, что требования должны разрабатываться от вида деятельности, однако в последнем законе требования разрабатываются от вида контроля. В этом наше замечание к комплексу этих законов, но в них, конечно, очень много прогрессивного", - заключил Свириденко.

Источник: сайт «Деловой России».

 

РУКОВОДСТВО КБРО

parh Ю.В.Пархоменко председатель КБРО ООО «Деловая Россия»
voyt А.И. Войтов сопредседатель КБРО ООО «Деловая Россия»
Shogenov  Р.И. Шогенов сопредседатель КБРО ООО «Деловая Россия»
davydova Е.И. Давыдова заместитель председателя КБРО ООО «Деловая Россия»
Н.Л. Пляко исполнительный директор КБРО ООО «Деловая Россия»